Лукина Сардаана Николевна,
учитель якутского языка и литературы
В речи современной молодежи наблюдаются существенные нарушения языковых норм. Речь учащихся свидетельствует о малом лексическом запасе, неумении четко сформулировать мысль, недостаточной последовательности в изложении материала, неспособности найти подходящие языковые выражения, перегруженности жаргонизмами и просторечием. Языковая раскрепощенность, тиражирование языковых ошибок притупляют у носителей языка чувство ответственности за соблюдение норм языка.
Ученые, писатели, театральные деятели обращают внимание на проявление деградации коммуникативных навыков у молодого поколения. Все чаще молодежный жаргон становится нормой. Сквернословие превращается в болезнь века. Огрубление речи связано с недостаточностью речевой и общей культуры, снижением уровня интеллекта говорящих и пишущих, утратой художественно-эстетического идеала.
В современные программы гуманитарных предметов отражающие новые концепции обучения, имеющие целью формирование языковой личности, органично вводится компонент, направленный на формирование у школьников умений не только текстовосприятия, но и текстообразования. Поскольку основной единицей общения является текст, то именно текст выступает в качестве высшей единицы обучения.
Текстоцентрический подход неразрывно связан с коммуникативно-деятельностным подходом в обучении языку. На сегодня стоит важнейший вопрос среди учителей гуманитарных предметов: как построить обучение, которое бы способствовало развитию языковой личности?
Развитие языковой личности непрерывно движется от "красивых образов - к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни, от красивой жизни - к абсолютной красоте" (Платон).
Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому, совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.
Кропотливую, систематическую, многоплановую работу по формированию "Языковой" личности проводят учителя-словесники Тюбинской средней общеобразовательной школы.
Учителя русского языка Дьяконова В.И., Дьяконова Д.Р., Егорова Л.Н., на своих уроках усиленное внимание уделяют формированию коммуникативной компетенции учащихся, литературному образованию и формированию духовного мира подростка.
В 2004 году мною организовано объединение "Юные корреспонденты". Хочется отметить богатство жанров литературных текстов, созданных школьниками. На начальном этапе - это подражания якутским писателям; лимерики; дружеские шаржи-эпиграммы. Затем интересные по форме и содержанию поэтические тексты: стихи, поэтические миниатюры, рассказы и.т.д.
На занятиях мы отрабатываем навыки интерпретации текста, создания творческих работ; приемов "раскрашивания" и собирания поэтического текста; развития навыков языкового разбора и подбора, необходимых художественно-изобразительных средств.
Ребята научились писать творческие работы разных жанров, лучшие стихи "школьных поэтов" печатаются в улусной газете "Энсиэли".
Умению определять коммуникативное намерение автора текста учим на уроках якутской и русской литературы. Перед учениками постоянно ставится вопрос, чего добивался автор текста, какую цель преследовал: рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, попросить, поощрить и т.п. Ученик постепенно приобретает умения задавать себе эти вопросы, учится лучше понимать собеседника, даже его скрытые намерения, учится читать "между строк".
С целью развития мышления идет кропотливая работа над лексикой. Правильному пониманию и употреблению слов способствует подбор омонимов, синонимов и антонимов, работа не только учит различать устаревшие, диалектные, профессиональные слова, но и показать их роль в тексте, нормы и приемы их использования.
Игры-упражнения при изучении темы "Лексика" развивают память, внимание, сообразительность, коммуникативные навыки и умения.
В арсенале игры, которые не только развивают речь, способствуют повышению грамотности учащихся, но и содействуют расширению кругозора учащихся, воспитывают у детей внимание, быстроту реакции, развивают лингвистическое мышление, аналитико-систематическую деятельность.
Дьяконова Д.Р. на уроках развития речи кроме традиционных диктантов, изложений, сочинений проводит очень интересные и эффективные уроки, применяя различную инновационную технологию для достижения коммуникативности и интерактивности учащихся. Ее уроки проводятся с учетом экологизации предмета.
Сегодня стало очевидным, что "дар слова" нельзя обрести посредством изучения грамматики, правописания и так называемых речевых упражнений. "Дар слова" развивается благодаря активному приобщению школьников к действительности, к изменениям ценностных установок современного образования, которое как процесс и результат приобретает значимость лишь в той мере, в какой оно отвечает потребностям индивидуальности, субъективности и самоценности человека. Процесс сложный и тонкий, требует систематической кропотливой работы учителя, умеющего создать "соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования" ( К. Роджерс).
Учитель первой категории Дьяконова В.И. разработала элективные курсы по русскому языку "Основы риторики" и "Основы стилистики", которые введены в школьную программу. Цель данных курсов - повернуть изучение русского языка лицом к ученику, способствовать устроению личности в процессе изучения русского слова. Теоретические знания, усваиваемые по программе предлагаемого курса, - это, прежде всего, знания о способах создания высказывания - учебного и творческого.
Обучение по программе спецкурса будет способствовать формированию навыков незатруднённого владения русским языком в его устном и письменной формах и стилистических разновидностях; научит осознанно относиться к продуктам своего учебного труда (сочинениям, изложениям, творческим работам разных жанров).
На спецкурс отводится 34 ч. Имеются определенные положительные результаты: речь учащихся становится логичной, грамотной, выразительной, образной. Спецкурс помогает отрабатывать коммуникативные навыки и умения. Теоретическую основу курса составляет система речеведческих понятий: "стили речи", "типы речи", "текст", "строение текста", "развитие мысли в тексте". Ребята научились писать творческие работы разных жанров.
Особое внимание уделяем на рефлексии урока, ведь умение создавать речевые тексты; богатство их эмоционально-нравственной лексики; высокая речевая культура; умение вести диалог; быть свободными и убедительными в ходе ведения дискуссии, диспута важно для школьника и в общении со сверстниками, и в студенческие годы, и в годы взрослой жизни.
Хочется отметить, учителя-коллеги, слушатели курсов, семинаров отмечают высокую языковую подготовку учащихся нашей школы. И в этом заслуга учителей - словесников.
Итак, умения учащихся создавать собственные тексты, очень важны, т.к. "мышление ребенка развивается в зависимости от речи" (Выготский Л.С.), и именно текст играет роль "установки" на речевое развитие. Если учащиеся научатся составлять текст в соответствии с коммуникативными намерениями и с учетом адресата, есть основания полагать, что будет получен желаемый результат, т.к. на базе текста изучается "язык в действии", развивается дар слова, рождается "языковая индивидуальность ученика" (Бахтин М.М.).