ПУБЛИКАЦИИ
страницы раздела:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА
УВАЖАЕМЫЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ!
Для организационного окончания учебного года Вам необходимо сделать следующее:
- Подготовить и сдать отчет по итогам учебного года;
- Оформить и сдать классный журнал;
- Внести в личные дела итоговые отметки, проверить полноту материалов, хранящихся в личном деле каждого учащегося;
- Организовать передачу в библиотеку школы учебников учащихся.
- Провести итоговое родительское собрание.
- Проверить, известны ли родителям итоговые оценки их детей;
- Уведомить отдельно тех родителей, у которых дети имеют неудовлетворительные оценки за год.
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ:
- Каковы основные итоги года для учащихся?
- Как была организована индивидуальная работа с учеником?
- Как было построено взаимодействие с учителями, преподающими в классе?
- Как была организована работа с родителями?
- В каких школьных делах принял участие класс?
- Что из запланированного на год выполнено и что не выполнено? Каковы примеры выполнения?
- Каковы ваши планы по рпботе с классом в следующем году?
- Каковы ваши предложения и предложения учащихся вашего класса в общешкольный план работы школы?
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЙ
- Как вы оцениваете результативность методической работы с педагогическими кадрами? Почему именно так?
- Какие цели и задачи в работе с педагогическими кадрами успешно решаются Вами в процессе методической учебы учителей?
- Какова специфика содержания коллективной методической работы в школе в целом и методического обьединения в частности? Что повлияло на его выбор?
- Какие нетрадиционные формы работы с педагогическими кадрами успешно используется в школе? Как отразилось их использование на состоянии преподавания и качестве ЗУН обучающихся?
- Условия, которые необходимы педагогу для успешной реализации своей деятельности?
- Обстоятельства, сдерживающие профессиональную инициативу и мешающие в работе?
- В какой форме для вас было наиболее привлекательно осуществление взаимодействия с администрацией в рамках внутришкольного контроля?
- Что, на ваш взгляд, наиболее интересного происходило в школе в этом году?
- Что, на ваш взгляд, было совершенно бесполезным, ненужным?
- Что бы вы хотели изменить в жизни школы?
- Что было интересным, замечательным, полезным, с вашей точки зрения?
- Что именно вы хотели бы организовать нового, значительного?
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- Организация факультативов, секций, кружков для учащихся.
- Руководство школьным предметным методическим обьединением.
- Проведение открытых уроков.
- Чтение лекций для педагогической общественности.
- Научно-исследовательская работа.
- Участие в творческих профессиональных ьконкурсах (победа в конкурсах).
- Научно - и популярно-педагогические публикации.
- Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой, лабораторией.
- Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности.
- Инициирование, участие и проведение общешкольных, внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы.
- Обучение молодых специалистов.
- Повышение квалификации и самообразование (возможное озвучивание результатов).
- Овладение современными компьютерными технологиями.
- Участие в работе педсовета (степень активности).
- Участие во внешкольной работе.
- Организация творческой, познавательной, исследовательской деятельности учащихся при кабинете, созданном учителем клубе.
- Состояние кабинета.
- Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).
- Награды.
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ
- Конфликтная ситуация в семье.
- Возрастная (сезонная) усталость.
- Неумение поддерживать деятельностную дисциплину в классе.
- Неумение или нежелание кропотливо, глубоко готовиться к каждому уроку.
- Слабое знание предметного материала.
- Недостаточное знание психологии учащихся.
- Неумение использовать разнообразные формы урока.
- Нежелание проверять письменные работы учащихся.
- Неумение или нежелание организовать детское предметное творчество.
- Постоянные или переменные болезненные состояния.
- Конфликт с администрацией, с родителями, с детьми.
- Надоело заниматься этой работой, жаль потерянных лет, заела бедность и сознание собственного ничтожества.
- Постоянные мучения от того, что, сколько бы сил не затрачивалось на работу, результат все хуже и хуже.
- Становится все труднее понимать учащихся и.т.д.
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГА
- Информационный голод.
- Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности.
- Страх, боязнь, негативное напряжение в связи с возможными проверками, аттестацией, экзаменами.
- Учащение стрессовых ситуаций и срывов на уроке и дома.
- Вечное ощущение одиночества.
- Повышение нервозности, неадекватное восприятие происходящего.
- Ощущение, что ты как бы опустился на социальное дно и ничего не можешь позволить ни себе, ни своим детям.
- Часто не хочется идти на работу.
- Постоянно мечтаешь о том, чтобы выспаться.
- Не хватает современных знаний по педагогике и психологии.
- Раздражают бесконечные придирки, совещания, отчеты, пустопорожняя болтовня.
- Мучает то, что собственные дети практически брошены.
- Слабая ориентация в современных образовательных технологиях.
- Отсутствие или недостаток мужчин-педагогов резко сужает положительное эмоциональное поле.
- У многих учителей не развита гордость за свою школу, нет глубокого уважения к своему коллективу.
- У многих педагогов есть представление об отсутствии целостного коллектива, имеющего какие - либо согласованные ценности, есть замкнутые малые группы, чувствуется отрыв администрации от коллектива.
- Нередко возникают слухи, ссоры, конфликты.
- Педагоги спокойно относятся к успехам и неудачам своих коллег.
Систематическая методическая работа объединений способствует:
- развитию творческой инициативы учителей;
- приобщению педагогического коллектива к научно-исследовательской деятельности;
- обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- сплочению педагогического коллектива;
- выработке единого педагогического кредо и общих ценностей коллектива.
Планы работы МО в целом реализованы, но тем не менее есть следующие недостатки в организации методической работы руководителями МО:
- задачи ставятся без указания конкретных желаемых результатов;
- имеется разрыв между содержанием методической работы и анализом состояния учебно-воспитательной деятельности;
- формы организации методической работы не всегда учитывают особенности учителей, слабо активизируют творчество и инициативу учителя;
- слабо ведется научно-исследовательская работа отдельных учителей;
- слабо ведется диагностика педагогической успешности, знаний учащихся и подготовка к аттестации кадров.
Решение:
- фундаментальная подготовка руководителей МО;
- методическая подготовка учителей по ведению мониторингового исследования контрольно-аналитической деятельности;
- использование методов стимуляции и взыскания.
Важным условием методической работы является ее перспективность. Часто планы МО не отражают перспективность работы, часто одни и те же мелкие, несущественные вопросы обсуждаются, изучаются, рассмтариваются из шода в год, планы не корректируются, и результативность этой работы очень низкая.
Невысоко еще и качество сообщений, докладов, выступлений, в основном они носят характер самоотчета, а не перспектив и путей совершенствования методической работы.
Очень редко рассматриваются проблемы аналитических умений и навыков педагогов при планировании и организации самообразовательной и методической работы.
Обсуждение неактуальных вопросов не привлекает внимание и не заинтересовывает педагогов, что приводит к формальному характеру работы в целом.
Условия эффективности планирования и организации методической работы следующие:
- Четкое и конкретное планирование методической работы на учебный год;
- Полный охват методической учебой всех членов педагогического коллектива;
- Формирование банка передового опыта В ОУ;
- Изучение и учет в методической работе критериев передового педагогического опыта (новизна, высокая результативность, стабильность достижения положительных результатов на протяжении лет);
- Постоянное поощрение учителей, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании учащихся;
- Систематическая целенаправленная популяризация достижений и научных рекомендаций.
ПРОБЛЕМЫ РЕБЕНКА
- Болезненность.
- Плохие жилищные условия.
- Сокращение возможностей для выбора дела по душе.
- Инфантильность и оторванность от жизни.
- Резкое несовпадение интересов, взглядов, принципов взрослых и детей.
- Активный отказ от классической литературы и искусства.
Давайте рассмотрим цифру, которая в истории человечества сыграла столь разрушительную роль, что равной ей, пожалуй, не сыскать.
Речь идет о пресловутой двойке:
За что ее ставят?
Кто ее ставит?
Что дальше?
Как с этим бороться?
Нередко мы видим, что, относясь к своей деятельности как к тяжкой и мучительной работе, определенная часть педагогов при выставлении неудовлетворительной оценки совершенно не понимает, что всякая двойка - это трагедия.
Если же ученик становится безразличным к оценке или относится к собственной неспешности со злобой, то за этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие.
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМ:
- Следует решением администрации запретить выставлять неудовлетворительные оценки тем педагогам, которые еще не научились работать с отстающими учениками.
- Моральное право ставить двойки имеет тот учитель, которого как предметника, человека и воспитанника уважают дети!
- Выставление двойки является сигналом для учителя, требующим серьезно пересмотреть весь педагогический арсенал своей деятельности.
- Без точного знания, насколько ребенку нравитесь вы и ваш предмет, понимает ли он то, что происходит на уроке, интересны ли ему те или иные фазы урока, способы и формы работы с ним - без этого довольно сложно добиться успеха.
Важно много знать о ребенке, находящемся на грани предметного риска: какова степень запущенности материала, какие психологические приемы и формы педагогической поддержки можно использовать в работе с ним.
- После оценки "2" учитель постоянно работает с учеником на предмет выведения его на более высокий уровень знания предмета.
- Педагогическая поддержка учителя неуспевающего ученика должна стать главной работой учителя.
- Если ребенок по медицинским и другим показаниям не может объективно справиться с учебным материалом на уровне стандарта, необходимо либо добиться проведения медико-педагогической комиссии, либо составить план длительного индивидуального выведения ученика из кризиса.
ПОМОЩЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ
Что способствует успешному учению:
- Обстановка толерантности - терпимое и терпеливое отношение к коллегам, подчиненным и детям.
- Создание в школе обстановки творчества и соревновательности.
- Постоянное стимулирование каждого за любой успех.
Ребенок всегда должен быть абсолютно уверен, что педагоги и родители всегда придут к нему на помощь и никто и никогда, ни при каких обстоятельствах не выдаст его проблемы и тайны никому.
- Высокая стпень демократизма, когда каждый педагог и каждый учащийся может быть уверен, что он будет услышан, понят и разумно поддержан.
- Учительской профессии противопоказано срывать зло на учащихся, приближать себе любимчиков и демонстрировать неприязнь или безразличие к кому - либо из учеников.
- Достойный психологический климат в школе и в классе.
- Красота, чистота и порядок.
- Одинаково доброе отношение каждого работника школы ко всем учащимся.
- Биография, личность, поступки, выражения и решения учителя должны быть привлекательны.
Однако, если вернуться к проблеме неуспеваемости, можно констатировать, что школа и педагоги довольно часто не знают причин истинной неуспеваемости и довольствуются типичными, мало что объясняющими фразами: "Он не хочет учиться", "Она больная", "У него родители - придурки". На самом деле эти определения, как правило, далеки от истины.
Следует учитывать комфортность ребенка в обучении:
- Интеллектуальная комфортность, когда обьем учебного материала, характер его изложения и уровень сложности, стиль общения ребенка соответствует актуальному уровню его интеллектуального развития, он не чувствует, что чего-то не понимает или не может понять в процессе общения с учителем.
- Темповая комфортность, когда темп всех видов учебной деятельности соответствует собственному темпу деятельности ребенка. Педагог должен это учитывать. Если темп для ребенка высок по сравнению с его с собственным темпом, то во время учебной работы он будет испытывать постоянный дискомфорт, ощущение того, что он не успевает. Работа в таком режиме может привести к быстрой утомляемости ребенка и, как следствие, к ухудшению мыслительных процессов.
- Социальная комфортность.
- Учет состояния здоровья детей делает поиск технологий индивидуализации не только желательным, но и необходимым условием обеспечения эффективности образовательного процесса. Наличие таких гибких технологий в арсенале учителя не допустит "выпадения" ребенка из учебного процесса по состоянию здоровья.
Таким образом, в школе должна создаваться вариативное образовательное пространство, характеризующееся видовым разнообразием классов
и использованием в них различных программ и педагогических технологий,
как общеразвивающих, так и специализированных.
страницы раздела:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |