Лукина Сардаана Николевна,
директор МОУ "Тюбинская средняя общеобразовательная школа
МО "Намский улус" Республики Саха (Якутия)"
Впервые школа была открыта в 1924 году как двухлетняя неполная начальная школа в местности "Тыа Арыы". Первым учителем была Яковлева Мария Сергеевна. С 1934-1961 г.г., преобразовалась в начальную школу и размещалась в здании церкви. В те времена заведующими и учителями были: Слепцов Г.И., Аверинская А.Г., Турнина А.Е. и др. 1961 г., в связи с изменением центра наслега школа переехала в с.Булус. в 1972 г., реогранизована в восьмилетнюю школу. Памятным стал 1972-1973 учебный год, когда школа начала свой учебный год в новом здании на 120 мест. В 1990 г., получил статус Тюбинской неполной средней школы, а в 1993 г., преобразовалась в среднюю усилиями Главы наслега Лукиной Р.Е.
За 85 лет существования школу окончили многие известные люди. Школа вправе гордиться Охлопковой М.Е., заслуженным учителем ЯАССР, отличником народного просвещения, автором первого "Букваря", Готовцевым А.Н., заслуженным работником культуры ЯАССР, РСФСР, диктором радио и телевидения, Дьяконовым Н.В., шестикратным абсолютным чемпионом спортивных игр Дыгына, многократным чемпионом РС (Я), России по мас-реслингу, мастером спорта, Никоновой Ж.Е., ? и многими другими. Мы вправе гордиться и Пестряковой Любой, выпускницей начальных классов нашей школы, которая окончила НУГ им.Н.С.Охлопкова золотой медалью (первым учителем Любы в начальных классах является Никонова К.В.).
Характерной чертой жизни и деятельности педагогического коллектива в течение ряда последних лет являются стабильность и сплоченность. Это сказывается на показателях школы, а также в повышении уровня педагогического мастерства учителей. В составе педколлектива школы: 3 отличника образования РС(Я), 1 Почетный работник общего образования РФ. Многие учителя награждены Почетными грамотами и Благодартсвенными письмами МО РС(Я) и УУО Намского улуса.
За последние годы в организации образовательного процесса внедряются существенные изменения как, включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, современных образовательных технологий, проектной деятельности учителя. Сегодня в школе работают 22 педагога, среди них мастера своего дела: отличники образования РС(Я) Гуляева М.А., Дьяконова В.И., Дьяконова Д.Р. Опытные учителя: Егорова Л.Н., Шарина Е.И., Дьяконова Н.П., Лукавина П.Д., Попова В.Н., Куприянова О.С., Никонова К.В. и другие. Также, для оснащения МТБ школы, для стимулирования одаренных, талантливых детей, лучших учителей, особую поддержку и помощь оказывают наши попечители: Лукина Р.Е., Дьяконов Г.Д., Федоров К.К., Дьяконов Н.В., Куприянов В.В. Они учредители стипендии "Лучший ученик" (Лукина Р.Е.), "Лучший учитель" (Федоров К.К.), "Лучший молодой учитель" (Дьяконов Г.Д.), "Лучший спортсмен" (Дьяконов Н.В., Куприянов В.В.).
Особенность школы – формирование национально-экологического самосознания через материальную и духовную культуру народа саха и защита окружающей природной среды.
С 1997 года школа работает по этно-экологическому направлению на тему «Непрерывное этно-экологическое воспитание и образование в условиях малокомплектной сельской школы».
В 2002 году успешно защищена программа экспериментальной работы в улусном экспертном совете. Принятие программы обусловлено защитой окружающей природной среды, охраной природы "Белоозерского" заказника, сохранением уникальной природы наслега, наследия предков.
Школа привлекает к своей инновационной деятельности научного консультанта к.б.н., доцента ЯГУ, зав. каф. экологии Парасковью Алексеевну Гоголеву. Опыт работы по опытно-экспериментальной работе широко распространен на улусном, региональном и республиканском уровнях. Организованы республиканские семинары, курсы (2004 г.-1, 2005 г.-1, 2006 г.-1), в 2005 г., участвовали в региональном семинаре в п. Сангар, Кобяйского улуса, в 2006 г., провели научно-методический семинар на базе БГФ, ЯГУ им. М.К.Аммосова (научный руководитель Гоголева П.А.).
Педколлектив 5 раз выступил с защитой культурно-образовательного проекта на республиканских научно-практических конференциях, семинарах, выставках. В 2001 году на республиканской выставке-ярмарке "Я выбираю ЗОЖ" заняли 1 место в номинации "Экологические программы и проекты", также участвовали в научно-практической конференции "География для будущих поколений".
В 2002 году на республиканской выставке-ярмарке "Мы за здоровый образ жизни". В номинации "Оздоровительные экологические программы" награждены дипломом и серебряным знаком.
В 2002 году на республиканской ярмарке проектов и услуг некоммерческих организаций "Время новых идей" получили диплом с вручением денежной премии. В 2006 г. в Чурапче, в 2007 г. в Усть-Алдане школа участвовала на республиканской инвестиционно-педагогической ярмарке "Сельская школа". Награждены Дипломом победителя.
На сегодняшний день педагогический опыт всех учителей распространен на улусном и республиканском уровнях. В последние годы на базе школы организованы: 6 улусных семинара (2002 – 1, 2006 - 1, 2007 – 2, 2008 - 2), республиканский авторский семинар Гуляевой М.А., "Непрерывное этноэкологическое воспитание и образование в условиях сельской малокомплектной школы" (2004 г.), республиканский курс учителей экологов, географов на тему "Организация экологического образования в условиях модернизации. Экологический практикум" (2005 г.), научно-методический семинар учителей естественных предметов на базе БГФ, ЯГУ им. М.К.Аммосова (2006 г.), проблемные курсы Шишигиной В.Р. на тему "Современные образовательные технологии в преподавании предметов" (2006 г.).
Распространение педагогического опыта через средства массовой информации, через опубликования на газетах, журналах имеет немалую роль для профессонального роста педагогов. Наши учителя в последние годы активно работают над публикацией, выпуском книг по накоплению педагогического опыта. Гуляева М.А., учитель географии выпустила научно-популярное издание «Прививая любовь к природе» (2008), где опубликованы планы открытых уроков, внеклассных занятий Григорьевой В.Н., учителя математики, Дьяконовой Д.Р., учителя русского языка и литературы, Карамзина Н.Н., учителя физики. Также статья Карамзина Н.Н., учителя физики "Роль лабораторных исследований на уроках физики" опубликована в ж. "Народное образование Якутии" (январь, 2008).
Отрадно, что в последние годы учителя и руководители школы стали активно участвовать в международных и во Всероссийских конкурсах и.т.д. Так, в 2008 г., Шарина Е.И., учитель технологии, зам.дир.по УМР стала участником Всероссийской выставки "Олонхо. Этно-арт", организаторами которого являются Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в г. Москва, в 2009 г., Семенов Е.Е., зам. дир. по ИКТ отмечен Благодарственным письмом ИПКРО в республиканском IT-конкурсе, школьная газета "Саhар5а" победила в номинации "Издательская корректность" в республиканском конкурсе малой прессы "Живые мысли" (рук. Семенова А.А., зам.дир. по ВР). Также в 2009 г. школе за победу в конкурсе кабинетов якутского языка и литературы присвоен статус опорной школы по обучению якутского языка и литературы, за что МО РС (Я) выделило интерактивно-компьютерное оборудование, методическое пособие, кинофильмы и т.д.
В нашей школе одним из приоритетных направлений является реализация проекта "Информационное пространство муниципального общеобразовательного учреждения". Цель проекта: разработка и внедрение в практику работы МОУ "Тюбинская СОШ" модели информационного пространства через реализацию образовательных проектов, включение в образовательный и управленческий процессы информационно-коммуникационных технологий.
Большая работа проведена по созданию и публикации в Интернет "Портфолио учителя МОУ "Тюбинская СОШ" - это является 1-м этапом по созданию Единого информационного образовательного пространства школы. Портфолио учителя разработано по рекомендации ИПКРО, что постоянно заполняется, куда входят все наработки к урокам, методические материалы, портфолио ученика и многие другие разделы и возможности, которые внедряются в процессе работы.
На сегодня в школе работает 6 сайтов, связанных между собой системой гиперссылок, среди которых: главный – головной школьный сайт, Портфолио учителя, сайт летнего оздоровительного лагеря "Саґарєа", тематический сайт Гуляевой М.А. "Экологическая тропа", Григорьевой В.Н. "Экологические задачи" и "Портфолио директора". Дальнейшая работа должна вестись по созданию школьного портала.
Школа достаточно оснащена компьютерной техникой. Всего в школе 17 персональных компьютеров и два ноутбука, из них в административном пользовании - 5. Для работы информационной службы, издательского центра, обслуживания всех участников образовательного процесса имеется оргтехника и цифровые фотоаппарат и камера, плазменный телевизор, цветной принтер, ламинатор, 1 сервер, 2 проектора, 2 интерактивной доски и.т.д. Мы имеем два компьютера с программой Скайп для общения и все 11 компьютеров подключенных к Интернет имеют возможность работать в программе Мирке.
За 2009 год, от экономии бюджета, дополнительно приобретено компьютерной техники на сумму 100.000 рублей, в том числе: o Плазменный телевизор – 1 штука o Ноутбук - 1 штука o Персональный компьютер (сервер) - 1 штука o Цветной принтер – 1 штука o Ламинатор – 1 штука. Также, в этом году, в целях оснащения материально-технической базы школы МО РС (Я) выделило компьютерный класс на сумму 247, 000 рублей. Управлением образования Намского улуса выделен персональный компьютер для школьной библиотеки на сумму 22.000 рублей.
Школа имеет свою электронную почту по адресу: tubeschool@mail.ru. Имеется школьный WEB-сайт по адресу http://tubescool.narod.ru WEB-сайт постоянно обновляется: новостная рубрика и раздел официальных документов. Идет планомерная работа по разработке электронных пособий учителей, полностью обновлен школьный сайт: изменен дизайн, навигация по сайту, обновились фото и текстовые материалы. Школа гордится достижениями своих учеников, которые достойно выступают на улусных, региональных и республиканских конкурсах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях, конкурсах. с каждым годом растет число участников научно-практических конференций: в 2005 – 2, в 2006-8, в 2007 – 9, 2008-2009 – 19 учащихся были участниками улусных, республиканских конференций. 3 учащихся стали дипломантами региональных и республиканских конференций. 5 докладов учащихся напечатаны в 7 выпуске журнала ИПКРО им. С.Н.Донского – 2 "Этнос. Образование. Личность". Также, 5 школьников участвовали во Всероссийском фестивале научно-исследовательских и творческих работ "Портфолио-2009".
Таким образом, создание модели информационного пространства в школе позволит использовать данную модель для повышения эффективности и результативности качества образования, повышения профессионализма, мастерства учителей, повышения уровня этно-экологического воспитания учащихся в нашей школе, в результате использования которой они перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает: активное использование современных цифровых учебных ресурсов, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, мотивацию к учению в целом.
Эффективно функционирует дополнительное образование. После уроков с учащимися работают педагоги, психолог, руководители кружков, клубов школьников. Учащиеся занимаются в культурном центре "Саєах", в спортзале. Внеклассные занятия строятся в соответствии с учебными, трудовыми, эстетическими, спортивными способностями детей. Учащиеся с охотой посещают кружки "Авиамоделирование", "Национальное шитье", краеведческий кружок "Сыккыс", "Программист", экоклуб "Искатель" и др. Секции "Волейбол", "Баскетбол".
Мое назначение на должность директора было неожиданным. Но приняла свое назначение с большой ответственностью. Да, мне повезло. Школа имела свое "лицо", концепцию развития, сплоченный коллектив и устойчивую МТБ (хорошее наследство предыдущего Главы наслега Лукиной Р.Е. и директора Федорова К.К.). И мой опыт заместителя директора по УМР был очень кстати. Конечно, все вышесказанное очень важно. Но пока сама не почувствовала всю ответственность, компетентность руководителя на своем опыте, я многое недопонимала. Недопонимала, что директор должен быть и экономистом, и юристом, и педагогом, и хозяйственником. Теперь, после 1,5 года руководства школой осознала истинный смысл работы директора. Выделила для себя, кроме содержания образования, 4 момента стратегии руководства: - Устойчивый бюджет - Мотивация и стимулирование работников - Обновление оборудования всех кабинетов - Совершенствование эстетического вида школы
Эстетичный вид объектов, где занимаются и проводят большую часть времени дети, должен быть привлекательным и уютным. Поэтому работу начала с организации проведения косметических ремонтов школы и спортивного зала. Вложена немалая сумма денег. За 2003, 2006, 2008 гг. проведены капитальные ремонтные работы (директор Федоров К.К.).
С 2008 г., обновлены кабинеты химии, информатики, якутского языка, на 80% заменена школьная мебель (ученические стулья, парты, шкафы и.т.д.), доски, обновлены старые двери кабинетов на офисные, наглядные стенды, приобретено немало интерактивно-компьютерной техники, учебно-методических пособий для учителей, учебной и художественной литературы для учащихся. Далее приобретен автотранспорт, спортивный инвентарь, трехсекционные мягкие стулья для актового зала, столовое оборудование и мн.др.
Думаю, что продолжение дел директоров и завучей разных лет, развитие родной школы, быть в первых рядах – это дело чести!
Искренне благодарю моих мудрых наставников, коллег, которые мне помогли в становлении как педагога и руководителя, а именно: Дьяконову В.Н., Никитину М.М., Ким Е.И., Игнатьеву М.С., Степанову П.П., Лукину Р.Е., Федорова К.К., Дьяконову В.И., Егорову Л.Н., Делахову Н.Г., Осипову М.М., и моего любимого учителя Баишеву В.П. Отдельная благодарность за помощь и поддержку Шарапову А.Г., Захарову А.Д., завхозу школы, Лукину С.Г., за предоставление личного автотранспорта на протяжении трех лет на нужды школы.
В этот знаменательный год, с 85-летним юбилеем школы, искренне поздравляю всех выпускников, родителей, учителей и руководителей разных лет. Коллектив и учащиеся школы выражают Вам огромную благодарность за то тепло, искренность, профессионализм, мастерство, которое Вы передали, обучая и воспитывая учащихся, а также за развитие школы в целом.